Социологическое исследование – система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их процедур, процессов.

Социологическое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур.

По глубине анализа социологические исследования делятся на разведывательные, описательные и аналитические:

  • Разведывательные исследования — по своим параметрам являются простейшими, решают простые по содержанию задачи. Применяют их тогда, когда проблема, объект или предмет исследования относится к малоизученным или вообще не изученным. Охватывают небольшие совокупности, имеют упрощенные программу и инструментарий. Чаще всего используются как предварительный этап более глубокого масштабного исследования, ориентируя их на сбор информации по объекту и предмету исследования, уточнения гипотез и т. д.
  • Описательные исследования — призваны создать относительно целостное представление об исследуемых явлениях, процессах. Проводят в соответствии с полной программы, применяя четкий, детально проработанный инструментарий, в основном тогда, когда объектом анализа является относительно большая общность людей, с определенными социальными, профессиональными и демографическими характеристиками. По структуре, набором процедур значительно сложнее от поисковых исследований.
  • Аналитические — заключаются не только в описании социальных явлений и их компонентов, но и в установлении причин их возникновения, механизмов функционирования, выделении факторов, обеспечивающих их. Подготовка аналитического социологического исследования требует значительных усилий, профессионального мастерства исследователя — аналитических способностей, умение интерпретировать и анализировать сложную социологическую информацию, делать взвешенные выводы.

На четвертом этапе, заключительном (аналитическом), проводятся анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Методы социологического исследования

Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:

  • анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос, а также прессовый (через газету, журнал); значимым преимуществом анкетирования является принцип анонимности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь должен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной информации;
  • интервьюирование, которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью).

Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.

В системе методов прикладной социологии различают массовые опросы и специализированные, представленные в виде экспертного опроса.

Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.

Массовые опросы применяются в тех случаях, когда необходимо опросить большое число людей. Основным источником информации в массовом опросе являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.

Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.). Наблюдение как научный метод широко применяется в психологии и социальной психологии, специализирующихся на изучении поведения людей, однако в социологии данный метод также нашел свое предметное полей позволяет с успехом решать многие вопросы социологического анализа.

Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности документов- протоколов, докладов, публикаций различного рода, писем и т.д. Данный социологический эмпирический метод помогает уменьшить субъективность качественного анализа полученной в результате социологического исследования информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий.

Главной чертой развития современного информационного общества становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. Распространение интернет-практик, или онлайн-практик, не могло не отразиться на развитии методологии социологической науки, изучающей общество и все многообразие процессов, происходящих в нем.

Применение онлайн-опросов в эмпирической социологии требует анализа репрезентативности данных, добытых таким способом, поскольку возникают вопросы о достоверности информации, полученной по сети Интернет, а также о процедуре сбора информации в процессе онлайн-опроса. Пока ответов на данные вопросы нет, что препятствует распространению онлайн-методов в социологии и серьезному отношению к ним социологического научного сообщества.

Один и тот же предмет исследования может подвергаться социологическому анализу несколько раз, благодаря чему можно проследить его развитие в динамике. В зависимости от этого в прикладной социологии принято различать точечное и повторное исследование.

Точечное (разовое) исследование обеспечивает информацию об изучаемом объекте на момент его изучения, но не позволяет сделать выводы о динамике его изменений и тенденциях развития.

Повторные исследования проводятся на протяжении определенного времени через конкретный промежуток времени на основе единых программ и методического инструментария с целью сбора информации об изучаемом явлении, объекте и ее сравнения, с тем чтобы выявить динамику изучаемого объекта. При этом повторное исследование имеет свои особенности, связанные с исследуемой выборочной совокупностью (совокупность респондентов).

Если на протяжении нескольких исследований их участниками остаются одни и те же лица (респонденты), то такое исследование  называется  панельным.

В целом классификация видов социологического исследования приведена на рисунке.

image001

Деятельность Научного центра по проведению социологических исследований

Научный центр проводит социологические исследования по вопросам занятости населения, демографии, трудовой миграции, оплаты труда и социальной защиты населения. Сформирована социологическая группа, которая занимается организацией и проведением социологических исследований.

Научный центр ежегодно во исполнение постановления Кабинета Министров от 15.05.2007 г. № 97 «О совершенствовании учета граждан Республики Узбекистан, выезжающих за рубеж для осуществления трудовой деятельности» совместно с Министерством труда Республики Узбекистан проводит углубленное обследование по вопросам трудовой эмиграции. Данное обследование охватывает более 5000 трудовых мигрантов.

По результатам исследования вырабатываются практические рекомендации по совершенствованию государственной политики регулирования трудовой миграции.

В настоящее время ведется методическая и подготовительная работа по проведению очередного социологического исследования по вопросам трудовой эмиграции.

Вместе с тем, в рамках совместно с Всемирным банком реализуется исследовательский проект «Оценка стратегий и результатов в области активизации рынка труда с акцентом на сельскую местность и, в особенности, на сельских женщин и молодежь”. В рамках данного исследования предусмотрено организация и проведение социологического исследования с участниками рынка труда,  обучающими организациями,  работодателями, трудовыми мигрантами, фермерами, сельхозработниками, работниками центров содействия занятости, органов местного самоуправления и др.

Согласно Программы исследования для проведения социологического исследования будут  использованы такие методы как количественный опрос,углубленные интервью, фокус-групповые дискуссии.